Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза"



Так получилось, что "Зулейху..." я прочитала после "Детей".

Как так вышло?
Не знаю.
Хотя нет, знаю.
"Дети мои" сначала покорили визуально. Оформление там шикарное.
Я не удержалась.
Здесь тоже все хорошо, но там - волшебно.

И то, что было потом, во время и после их, "Детей", прочтения, подготовило меня к "Зулейхе..."

Я уже знала, что это не просто книга, и не просто писателя, а история, рассказанная талантливым мастером слова.
Поэтому доверчиво погрузилась в неё с первого предложения и до последней точки была словно привязана к тексту.

1930 год.
Глухая татарская деревня.
Крестьянская девушка Зулейха живет в "чёрном теле" у своей свекрови и мужа.
Именно в таком порядке.
Ибо мать супруга самая что ни на есть Упыриха. Будучи глухой и слепой почти столетней старухой, она держит сына у своей юбки, верховодя им по своей воле, а невестку люто ненавидит.

Кто знает, чем бы там дело кончилось, но однажды все круто изменилось.
Их раскулачивают и девушку отправляют в Сибирь. На каторгу.

Не буду вдаваться в подробности её трудного многомесячного переезда, дабы не спойлерить. Это надо читать самим.

Скажу лишь, что линия сюжета с доктором Лейбе мне напомнила "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Прям, вот знаете, как будто навеяло.
Сама Гузель не скрывает, что на неё работы Улицкой сильно повлияли. Что не есть плохо. Напротив, как будто родного человека встретила. В свое время я зачитывалась книгами Людмилы Улицкой.

Ещё добавлю, что "Зулейха..." для меня - это роман не про тяжёлые 1930-е и иже с ними, а про судьбу и выносливость.
Про то, что случайностей не бывает и всему своё время.
Про выбор души в пользу тёмного или светлого, который есть всегда и только мы вольны склониться к тому или иному. Даже если обстоятельства кажутся однозначными.
Про любовь, которая все равно возьмёт своё, сколько не беги от неё, не прячься, не отказывайся.
Наконец, про счастье, которое всегда рядом. Нужно лишь перешагнуть через страх.
Это самое трудное, да. Но всё лучшее по ту сторону.

Знаете, это ощущение невозможности оторваться от книги, пока не прочтешь до конца, а потом ещё неделю отходишь, дорогого стоит.
Ради него только стоит читать.
И за него я преклоняюсь перед автором - Гузель Яхиной.
Спасибо, что Вы у нас есть❤
Читали? Как вам?

Комментарии

  1. Не могу сказать, что Упыриха для меня кажется однозначно отрицательным персонажем, да и автор приводит некоторые моменты её жизни, когда во времена голодных лихолетий нужно было спасать от голодной смерти детей, (одних за счет других). Это уму непостижимо. Моему точно. И она спасла и вариантов не было. Сын только её. А внук, родившийся-это его продолжение и она , даже с того света, продолжала охранять, как цепной пес. Конечно, это художественный вымысел. Но в нашей семье в 20-30 гг. на Урале и в годы войны были похожие ситуации и благодаря моей прабабке, такой же Упырихе, выжили все её пятеро детей. Книга меня захватила однозначно. Читешь на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, согласна, Упыриху можно понять в каком-то смысле. Однако сущность ее все-таки больше злостная сама по себе нежели только выживания ради, на мой взгляд. Повеленческая сущность, не принимающая неподчинения. Даже от судьбы. Иначе зачем бы ей травить собственных внучек, которые родились перед внуком, в браке с Муртазой. Хотя именно этот характер и помогал ей справляться с трудностями. Вообще книга сложная, многослойная, но читается, действительно, на одном дыхании.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения