Гузель Яхина "Дети мои"

"Внутри каждого человека живет что-то одно,
главное, что самую суть его составляет
и всем остальным руководит...
Кто ненавистью живет, кто - тоской
кто - похотью любовной, кто - страхом..."
Гузель Яхина "Дети мои"


Кажется, суть Гузель Яхиной есть любовь к слову.
Которая волнами пошла к людям...

Как нежно она с ним обращается, как бережно.
Как искусно плетет полотно своих историй.
Хочется читать и читать без остановки. Впитывать, внимать, погружаться в этот мир, пропитанный яблочным духом, пронизанный то колючими, то ласковыми, волжскими ветрами, скрепленный мудрой Волгой, но постоянно проверяемый на прочность людьми разными: жестокими, злыми, грубыми, несчастными, влюбленными, наивными, жалкими, обманутыми, голодными, отчаявшимися, трусливыми, гордыми, смирившимися, потерянными...мир придуманный, но реальный...

Вот живешь себе, живешь и знать не знаешь о том, что в России около ста лет назад существовали целые колонии немецких поселений.
Нет, конечно, слышишь что-то между делом по ходу жизни о русских немцах, о переселенцах. Но не вникаешь, не чувствуешь глубины, значимости, людей.

А сейчас думаешь, и как же это все вместилось в нашу историю?
Сколько всего было даже хотя бы тогда, в период, описанный в "Детях", в 1920 - 1930-е годы.
Пусть художественно рассказанный, окропленный сказочной магией, но тонко вплетенной в исторические события.
А потому попадающей в самое сердце.

Поволжье.
Община русских немцев - Гнаденталь. 
Робкий до жизни шульмейстер Якоб Иванович Бах учительствует, преподавая детям высокий немецкий язык.
Живет скромно, тут же, при школе. Мало ест, мало спит, мало говорит, предпочитает больше слушать.
В его обязанности входит ежедневно бить в колокол в шесть утра, в полдень и в девять вечера.
Считает это "единственным достойным вкладом в звучащую вокруг симфонию жизни".

Но однажды утром в окно кто-то заглянул...и с того самого момента все меняется для школьного учителя.

Появляется в его незамысловатой судьбе загадочный хутор, Удо Гримм, Тильда. И Клара...как ныло сердце за нее. Боже. Невозможно без слез вспоминать. Когда она осознала свою ошибку, но было уже поздно. И вот это вот роковое "поздно" для нее именно таким и стало - роковым.
Как хотелось встряхнуть Баха, растормошить, кричать ему, просить, умолять, чтобы нашел в себе силы, смелость, защитил её, уберег. И как потом хотелось его исколотить.
За нерасторопность. За то, что думал только о себе.
За какое-то, глупое, право, поведение при родах и после.

Да, автор не оставляет нам места для других эмоций. Но дает возможность через любовь Баха к Анче (дочке) пройти путь от бессилия, ярости и отрицания до прощения, понимания и принятия.

Ведь плачешь, когда читаешь про Клару, потому что жалко ее до безумия.
А на него злишься.
И рвется сердце, когда сначала Анче обогнала его в росте, и вот теперь Васька. А значит, пора им прощаться навсегда.
И как тут вынести его растерянность?

Но не только о Якобе эта книга.
Она и о жизни людей в те годы.
О напряженном, безжалостно стремительно переменчивом бытии.
О разорении, безумии, отголосках Гражданской войны, долетевших прицельно до Поволжья, о трагедии нерожденных телят и маленьких тракторят, о страшном голоде и небывалом урожае, о политике и вождях, о любви и смерти в паре, и о творчестве.

И тут бы снова вернуться к Баху. Ведь именно его сказки, написанные по ночам за ежедневную кружку молока, которым он выкормил своего ребенка, неожиданно начали сбываться.
И вот бы подивиться силе слова, порадоваться. Потому что все лучшее из придуманного немым, к тому времени, бывшим учителем, воплощалось в явь.
Да долго не приходится.
То зло, что в повествованиях побеждено было, в реальности усилилось втрое.
Ведь там уже настоящие люди гибнут, дети навек остаются детьми, хлеба не колосятся, надежда не успевает завязаться в уставших душах. Только страх ведет себя вольготно, превращая жителей Поволжья в Рыб и Мышей.


Когда закончила читать книгу, ходила как потерянная несколько дней.
Не могла ни о чем думать, ничего другого начать. В душе что-то перевернулось и ныло, скребло, тянуло. Все время хотелось плакать.

Сейчас же хочется одного - прочесть ее снова. Как в первый раз.

Наверняка, будет еще много хороших книг впереди.
Но эта навсегда в моем сердце. 
В первую очередь, как напоминание о том, что в год 2018-й я вновь открыла для себя великую русскую литературу. Историческую, но современную.
Волшебную. Рвущую душу. Чтобы потом собирать ее вновь, во что-то стройное и непременно, чуткое...и кто знает, чем оно отзовется в будущем. 

Цитат в этот раз нет. Очень сложно рвать текст на отдельные куски. Он един. И тем прекрасен.

Спасибо, Гузель.


Комментарии

Популярные сообщения