МАРИНА СТЕПНОВА "ЖЕНЩИНЫ ЛАЗАРЯ": 3D-ЭФФЕКТ, КОНТРАСТЫ, И СПАСИБО ЗА ЛИДОЧКУ



Марина Степнова "Женщины Лазаря", 2011


На днях Марина Степнова получила приз зрительских симпатий в рамках премии "Ясная поляна" за нежно любимую мной книгу "Сад". Я очень рада т.к. сама голосовала и считаю эту победу более чем заслуженной.

Но про "Сад" я уже писала, а вот "Женщины Лазаря" - не менее замечательный роман - до сих пор не отметила. Исправляюсь.

Кратко суть.
История семьи, описанная от начала XX века до наших дней. В центре - гениальный учёный Лазарь Линдт. Вокруг него три женщины.
Маруся - супруга друга, в которую он всю жизнь был безответно влюблён.
Галина Петровна - жена, которая его всю жизнь люто ненавидела.
Лидочка - внучка, копия деда, которую он никогда не видел при жизни.

Совершенно потрясающе написана книга: густо наполненная словами, в каждом! из которых отражены чёткие смыслы, мельчайшие эмоции, детали, отражающие разные приметы времени, отношение людей друг к другу, к миру, к себе. Ты читаешь предложение, а в голове мгновенно выстраивается общая картина со всеми составляющими. Казалось бы, со всеми книгами должно быть так. Но нет. У Степновой как-то по-особенному получается писать - скажем так, с 3D-эффектом - просто и максимально доступно образно, что ты, пока читаешь книгу, буквально живешь параллельно в её истории. Это круто.

Еще бросается в глаза - у нее все на контрасте: прекрасный, но ужасный балет; до краёв счастливые, но бесконечно несчастные женщины; неприлично богатая, но опустошенная эмоционально Галина Петровна; заботливая, но бездетная Маруся... опять же разница в возрасте у Линдта с его любимыми женщинами - он был младше Маруси на 31 год, и старше Галины на 41.

Спасибо за такой финал, за Лидочку.
Я ждала, чем все разрешится, напряжённо ждала, со страхом и надеждой, а когда стало понятно, что все случится именно так, с облегчением заплакала..

В общем, если любите хорошие семейные саги и не знаете, что почитать, советую "Женщины Лазаря".

Знакомы с творчеством Степновой? Что-то читали у неё?



Цитаты:

Счастье - это родные, горячие руки, которые никогда тебя не выпустят, не уронят, даже если перевернулся весь мир.

***

Для того, чтобы найти то, что искал всю жизнь, вполне достаточно просто заблудиться.

***

Это было счастье, счастье, о котором никто не хочет мечтать, потому что никто не верит, что оно такое кухонное и простое.

***

Можно отказаться от чего угодно — если тебе на самом деле есть куда идти.

***

Гулять Лидочка не любила. Сидеть дома — тоже. Оставались только книжки — они ничего не требовали, не запрещали, и с ними можно было разговаривать. Сколько угодно. Хотя и про себя.

***

...любить - не значит делать своим собственным. Любить можно и чужих, то есть - только чужих любить и следует, потому что только так они становятся своими.

***

Разум делает человека бесстрашным. Зато чувства отлично убивают.

***

Все наладится. Все наладится именно в этой жизни, потому что никакой другой жизни не бывает.

***

А теперь вообразите себе оловянных от усердия солдатиков, фанатично влюбленных в свою муштру. Заключенных, которые задолго до ежедневного допроса начинают готовить истерзанное тело к пыткам, добровольно вытягиваясь на дыбе и методично выламывая себе то один, то другой сустав. Выслушайте, навытяжку стоя на пуантах, лекцию о собственной бездарности, узнайте, что вы безнадежный, ни на что не годный урод — не висим на палке, не опускаться, не опускаться, держим пятку, пятку, кому говорят! Получите стеком по икрам, ладонью — по щекам, попадите в ритм, втяните разом живот и задницу, осознайте всё, что ощущают детишки, прелестной и шумной стайкой сбегающие по ступеням училища, взвесьте то, что они добровольно вышвырнули из своей жизни, — пирожные, сказки по вечерам, дружбу, первую любовь, жареную картошку с домашними котлетами, доверие к взрослым, к ровесникам, к самому себе. Положите на другую чашу весов всего-навсего возможность выбежать на сцену, чтобы отвесить публике жеманный и натянутый поклон. Сделайте свой выбор. Никогда не пожалейте о нем. Теперь вы знаете, что такое балет.

***

Торопиться вообще нельзя, сила — в умении отдаваться частностям, а жизнь — жизнь состоит из мелочей. И только собрав эти мелочи в один непрерывный узор, только гладко замкнув каждую деталь с другой, можно было надеяться на то, что дом — когда-нибудь — из бесконечно долгой выдумки превратится в самую настоящую правду. Именно поэтому так важно было не ошибаться в деталях.

***

- Люди всегда одинаковые. От сотворения Адама.

***

Он не раз убеждался, что чувство юмора, нравственный склад личности, манера пить или даже природный запах имели куда более принципиальное значение, чем общее гражданство или даже общий хромосомный набор. Это было логично и правильно. Справедливо. И — по этой логике и по этой справедливости — в мире не было, да и не могло быть одиноких людей. Были только не опознавшие своих и оттого вынужденные мыкаться с чужими.

***

Ведь все чувства, которые мы друг к другу испытываем, если вдуматься – всего-навсего активация гуанин-нуклеотидо-связанных протеинов, своего рода химическая приязнь сигнальных молекул. Больше ничего.

***
Оставались только книжки - они ничего не требовали, не запрещали, и с ними можно было разговаривать. Сколько угодно. Хоть и про себя.

Комментарии

  1. Здравствуйте, Олеся!
    С удовольствием прочитала Ваш пост-отзыв об одном из любимых романов М.Степновой. Для меня "Женщины Лазаря" стоЯт выше "Сада", хотя и "Сад" люблю нежно.
    Отзывы есть в моём блоге "Пишичитай".
    Приглашаю Вас в читательский марафон "Отличная книга".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Да, трудно сказать, какой роман из них лучше, оба хороши! Наверное, для меня "Сад" на первом месте только лишь потому, что я его первым прочла и вообще, с него начала знакомство с творчеством Марины Степновой. Благодарю за приглашение, люблю книжные марафоны, но пока решила в них не участвовать, потому что не успеваю, медленно читаю)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения