Ольга Славникова "2017"


Ольга Славникова - прозаик, литературный критик, автор романов "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки", "Один в зеркале", "Бессмертный", "Легкая голова" и "Прыжок в длину". Роман "2017" принес Славниковой широкую известность и был удостоен премии "Русский Букер" в 2006 году.
2017 год. Большой уральский город. Мир горных духов.
Главный герой - талантливый огранщик камней, его друзья - хитники - члены закрытого клана, они одержимы добычей драгоценных камней. Его возлюбленная не называет имени, он не знает ее адреса, хотя у него есть ключи от ее квартиры…
Постоянный вызов судьбе, постоянная игра. Свидание всегда назначается только одно, каждая вылазка в горы может стать последней.
А вместе с тем приближается годовщина октябрьской революции и на улицах города разыгрывают театрализованные сражения красных и белых, которые превращаются в настоящий переворот!..

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/608363/




Долго думала, писать про эту книгу или нет.


С одной стороны, не приедь Ольга Славникова к нам в библиотеку в ноябре 2017-го (о встрече с ней можно почитать по хештегу #Олеся_литвстречи), я навряд ли вообще заинтересовалась бы её романами в ближайшем будущем.


С другой, нельзя не рассказать о писателе, который настолько правдоподобно и с любовью к делу, пишет о камнерезном и ювелирном искусстве, что ты сама начинаешь искать дополнительную информацию об алмазах и бриллиантах, как о минералах, а не драгоценностях.


Кратко суть.
2017 год.
     Урал. Охотники за самоцветами или хитники каждое лето отправляются в тайные походы в надежде разбогатеть. На первый взгляд. Однако по ходу действия понимаешь, что они всё-таки фанаты самого процесса поиска, рабы Хозяйки Медной Горы.
     Последняя, кстати, довольно гармонично встроена в текст.
     Как и вся мистика, коей щедро снабдила Ольга Александровна свою историю.
     При этом, читаешь, и кажется, мистический реализм.
     Вчуствуешься... нет, это просто наблюдения автора. Жизненные.
Про ангелов-хранителей у алкоголиков, про политику, про загадочную силу женщины, про якобы таинственные совпадения, которые на самом деле, лишь следствие ряда действий и пр.


    Помимо незаконной добычи драгоценных камней, в книге ещё есть странная любовная связь, а-ля октябрьский переворот, как бы предсказания, которые, Слава Богу не сбылись и некоторые любопытные философские вкрапления.


Особенно мне понравилось про прозрачность.

"В минуты потери смысла и распада судьбы он, зажмурившись, пытался увидеть вспышку того сладчайшего синего света - что достигалось особым поворотом внутренней оптики, при которой прозрачность была наиболее активна. ...Обнаружив свечение, Крылов восстанавливался или, по-крайней мере, убеждался, что он - это по-прежнему он.
...Прозрачность воспринималась юным Крыловым как высшее, просветленное состояние вещества. Прозрачное было волшебством. Все простые предметы принадлежали к обыкновенному, этому миру: как бы ни были они хитро устроены и крепко запаяны, можно было вскрыть и посмотреть, что у них внутри. Прозрачное относилось к миру иного порядка, вскрыть его, попасть во внутрь было невозможно."


  Отдельного внимания заслуживает слог. Сплошные метафоры. Предложения на пол-страницы. Поначалу читать очень тяжело. Приходится даже перечитывать некоторые абзацы, чтобы понять, о чем речь. Потом втягиваешься и становится легче. Даже интересно.


Роман не однозначный.
Как и сама Славникова.
Но почитать стоит.


   Хотя бы ради таких шикарных точечных описаний: "...старухи осеняли себя мелко и трудолюбиво, будто накладывали штопку...".
Представили?
По-моему, лучше и не скажешь.



И несколько цитат, которые зацепили:

"...Таким образом, лишние сведения друг о друге оказались способны влиять на реальность, чересчур ее очеловечивая"

***
"Подросток Крылов рано сообразил, что душа исконного рифейца обладает свойством прозрачности: все в ней ка будто видно насквозь, а внутрь проникнуть нельзя".

***
"Реализм, будь он метод искусства или шире - способ мышления, был здесь свойством людей принципиально поверхностных: благонамеренных дилетантов, понимающих использование готовых форм как род патриотизма"

***
"В жизни только интересно и выгодно, что человек устраивает сам"

***
"Он откуда-то знал, что самые объективные вещи как раз нематериальны. Но источник знания был неизвестен, никак не обозначен. Источник требовал веры, то есть для начала доверия, но Крылов, будучи рифейцем, рассматривал доверие только как условие обмана. т.е. условие лжи"

***
"Всем хотелось говорить не отвечая ни за одно из сказанных слов"

***
"Образовалась некая новая культура, обладавшая внутренним единством, - культура копии при отсутствии подлинника, регламентированная событиями ограничений, прописанных в Законе о защите прав потребителей"


Засим все.
Всем любви, добра и только хороших книг!

Комментарии

Популярные сообщения