Творческое свидание с Ирадой Вовненко и Янушем Леоном Вишневским

Переживания - это самое важное.
      Только ради переживаний и стоит жить.
И ради того, чтобы потом можно было о них кому-то рассказать.
Януш Леон Вишневский

Несколько дней мне понадобилось, чтобы прийти в себя и преобразовать мысли и ощущения в стройные ряды слов и предложений. Простите те, кто ждал этого поста (а я знаю, такие есть, и сей факт безмерно греет душу❤) что долго молчала. Мне нужно было отдышаться, отоспаться, и немного увеличить расстояние от событий 11 апреля 2017 года, чтобы осознать всю их значимость еще раз. 

     Что я могу сказать сейчас? Мой мир уже не будет прежним. Для меня это не просто формальная встреча с писателями. Это встреча с людьми из моей Вселенной. Вселенной слов, литературы, искусства, ощущений, чувственного познания, созерцания этой бесконечно удивительной жизни...   

     Фоном играет классическая музыка, рядом лежит мое, теперь уже, раритетное издание -  "Одиночество в сети":

а я, пожалуй, вернусь на несколько дней назад...вместе с вами..

   Когда мне позвонили с работы (я была на больничном с ребенком), дней за пять до этих событий, и предложили провести литературную встречу с самим Янушем Леоном Вишневским, я чуть в обморок не упала! Как?! Сам Вишневский?! В нашем городе?? Нет, этого не может быть! Не может быть, чтобы Мироздание послало нам такой подарок!

 Тут, пожалуй, необходимо сделать небольшое лирическое отступление и рассказать предысторию моего знакомства с этим автором, чтобы вы понимали, что меня так взволновало.

     В 2008 году я работала на абонементе. Как-то одна читательница спросила, есть ли у нас книга Вишневского "Одиночество в сети"? Я подумала, что она говорит о российском поэте Владимире Вишневском. Но оказалось нет. Как не было и книг Януша Леона Вишневского в фонде библиотеки на тот момент. Мне стало интересно, что это за книга, что за писатель. Отправилась искать в книжных магазинах. Один экземпляр купила сама, и давала его другим. Мы тогда с девочками все с ума посходили: читали по очереди, потом обсуждали с жаром и горящими глазами. А второй подарила мама. На 8 Марта. Один из лучших подарков в моей жизни. И этот экземпляр только мой. Никому не даю😋
    Те, кто был на встрече и читает мой Инстаграм, уже знают, что было, когда я дочитала одну из самых трогательных душераздирающих историй о любви. Я плакала. Долго. Не могла остановиться. Последнее письмо Якуба со словами: "Почему все покидают меня? Почему? Найди меня. Как нашла год назад. Прошу тебя, найди меня. Спаси!" просто разрывало мне сердце. Я и сейчас не могу без слез читать эти строки, и вообще, книгу. Столько личного у меня связано с ней...



    В 2005 году набирали активность сайты знакомств. И мы с девочками на них пропадали. Мечтали найти свою любовь. Знакомились, общались, влюблялись, увлекались, ходили на свидания, расставались. Особо удачливые выходили замуж. Вдруг появилась возможность значительно упростить сам момент знакомства с противоположным полом. Просто напиши приглянувшемуся парню: "Привет!" или ответь на его приветствие и разговор легко завязывался. Без всяких смущений и ущерба для самооценки. Только анкета, в которой лишь то, чтобы ты хочешь рассказать о себе, и слова. За которыми выстраивался целый мир. Зыбкий мир. Образный, волнующий, весь построенный на домыслах, подтекстах и интригах. Посему такой загадочный и манящий. Дающий ложное ощущение близости и духовного единения с человеком по ту сторону монитора. Но если не подпитывать это ощущение непрерывными сообщениями, если не кидать в этот костер романтики и страсти постоянно щепки эмоциональных сигналов, намеков, флирта, откровений, он быстро гаснет. Стремительно. Нет физического подкрепления твоим чувствам. Нет гарантии, что завтра этот человек снова выйдет на связь. Все держится лишь на душевных порывах и словах.
     Януш Леон Вишневский своим романом вдруг открыл нам страшную правду, безжалостно разлучив таки Якуба и Ее в конце. Как бы не хотелось выдавать желаемое за действительное, мы занимаемся самообманом. Отмахиваясь от сомнений, стоило лишь увидеть мигающий конвертик нового сообщения, мы только загоняли себя глубже в отношения, по факту обреченные на одиночество. То самое - "Одиночество в сети"... Как же больно было это осознавать.
    Конечно, не только поэтому я плакала. Не только поэтому мы безудержно впивались в этот роман, обсуждая потом на одном дыхании. Когда вслух произносили одно, а в глазах читалось что-то более глубокое, личное, свое. Та самая недосказанность, которая угадывалась между словами восхищения и удивления виртуальной любовью, ставшей реальной, и делала "Одиночество в сети" особенным. Почему мы западали на Вишневского? Потому что он пишет о женщинах так, как бы мы хотели, чтобы нас чувствовал мужчина.
    Мы хотели, чтобы и нас любили также нежно и трогательно. Чтобы и нам приносили грелку в виде сердца, когда болит живот. Чтобы и нам доверяли самые сокровенные мысли и душевные терзания. Чтобы и нам самозабвенно писали письма, зная даже, что они не будут прочтены. Чтобы и в нас нуждались так же остро, с надрывом, со словами: "Найди меня! Спаси!". Чтобы и мы были кому-то очень сильно нужны...

    Я давно уже не посещаю сайты знакомств. И вообще не знакомлюсь в интернете. Но в эти дни я как будто снова вернулась в прошлое. Нахлынули эмоции, проснулись воспоминания, и на ум пришли мысли о том, какое замечательное все-таки было время. Бурная, насыщенная жизнь, пропитанная чувствами, надеждами, словами, книгами, и увлекающимися людьми, которые за ночь проглатывали 400 страниц, чтобы на утро обсудить с тобой прочитанное. Потрясающе.   

   Так, возвращаюсь к дням сегодняшним. В настоящем времени, после звонка с работы, я прыгала по дому от радости, и смеялась, заразив дочку своим счастьем; а потом начала переживать и волноваться: ведь мне доверили провести такое ответственное мероприятие. А я никогда прежде этого не делала. Открыла интернет и пять дней читала все, что могла найти о Януше Вишневском и Ираде Вовненко. И если с творчеством Януша я уже давно была знакома, то с Ирадой Вовненко мне еще предстояло познакомиться (Ирада, простите!).
    Три дня я мучила продавцов в магазинах, подбирая себе платье для встречи. Сколько надежд и планов было расстроено. Сколько огорченных и даже обиженных лиц я увидела в эти дни. Бедные женщины, они предлагали мне лучший свой товар, но мне все было не то. Я искала такое, в котором чувствовала бы себя уверенно. В итоге купила два. Одно главное и второе на всякий случай. Однако, вечером, за день перед встречей, выяснилось, что главное платье мне чуть-чуть велико. Очевидно, я сама умаялась с этим бешеным шопингом так, что под конец внимание притупилось. Мое настроение упало. Но ненадолго. Думаю, ну и ладно. Надену запасное и будь что будет. А теперь называю его не иначе, как "мое счастливое платье"😊.
   Долго думала, дарить или нет свои книжные закладки-цветочки писателям. С одной стороны, хотелось оставить им на память о нашей встрече что-нибудь оригинальное, сделанное с любовью и вдохновением. С другой, самооценка шалила, и намекала, что это глупость какая-то - предлагать таким людям вязаные изделия, пусть и сотворенные своими руками. Посоветовалась с теми, чье мнение значимо для меня и они поддержали. А теперь приятно знать, что частичка моей души улетела в Санкт-Петербург и в Германию. Пишу и не верю, что это так. Ирада, спасибо Вам за Вашу искреннюю положительную реакцию на мои коробочки. Меня это тронуло и придало уверенности!
     Накануне утром проснулась с жутким волнением. Еще не был готов сценарий. Меня потрясывало мелкой дрожью. Писала его целый день. Открыла компьютер и строчила по паре предложений за раз. Потом отходила. Собиралась с мыслями. Варила суп. И снова писала. Поиграла с ребенком. Плюс несколько предложений. Полила цветы. Вдохновилась на представление Ирады. Взяла в руки "Одиночество в сети", прочитала несколько страниц. И пальцы сами набрали текст о Януше.
    В день встречи с утра начала репетировать речь. Не могла долго сидеть на одном месте. Интересовалась у девочек, кто был на вручении Литературной премии "Югра", как им писатели. Пыталась понять, какие они люди, как с ними строить диалог, как себя вести, как они воспримут мои слова о них.
     На часах 15:00. Зал наполнен людьми, пришедшими на встречу. Я иду к выходу, чтобы уточнить один организационный момент. А мне навстречу вдруг появились Ирада и Януш. Мы познакомились, пожали друг другу руки, я посмотрела в их светлые и дружелюбные лица, и поняла, что все будет в порядке. Волнение улеглось. На место ему пришло лишь одно желание: сделать эту встречу максимально интересной, живой, эмоциональной и трепетной. Ведь говорить будем о любви, чувственности, страсти, женщинах, мужчинах, отношениях, вдохновении, творчестве, счастье. О личном и самом важном.

    Позволю себе привести слова из приветственной речи на встрече, чтобы еще раз познакомить вас с этими интересными людьми.

Ирада Вовненко


Люди о ней пишут: удивительный человек, глубокий и наивный одновременно;
сама она мечтает писать в уютном домике на берегу океана;
ее книги намекают о тонко чувствующей душе;
а разнообразная общественная деятельность об открытом сердце и неугомонной активистке, любящей детей и умеющей получать от жизни все, что она ей предлагает.

Посудите сами:

Родилась в семье архитектора и математика.

Получила два высших образования. Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств (кафедра Истории русской культуры) и Санкт-Петербургский государственный Университет, филологический факультет (немецкое отделение).

Карьера началась с преподавания немецкого языка в Санкт-Петербургском Государственном Университете и в Университете Экономики и Финансов.

В это же время она начала организовывать детские балы в Екатерининском дворце.

Принимала участие в проекте восстановления Янтарной комнаты, работала как главный специалист международного отдела Государственно-музейного заповедника "Царское Село".

Также является основателем благотворительного фонда "Ренессанс". А с 2009 года принимает активное участие в деятельности Исаакиевского собора. На сегодняшний день руководит международной деятельностью музея.

В 2006-м году написала первую книгу для детей "Волшебный калейдоскоп. Путешествие Петьки в страну Историю". Открыв ею целую серию детских книг "Страна История".

А в декабре 2009 состоялась презентация ее первого романа для взрослых "Любовь и счастье добавлять по вкусу", в основе сюжета которого лежит история о любви в жизни трех женщин - сотрудниц художественной галереи.

С тех пор литературная деятельность заняла прочное место в жизни нашей гостьи, открывая все новые горизонты для изящного словотворчества.


В 2011 году на свет родилась книга "Любовь и другие диссонансы"


Роман повествует о непростой истории любви на фоне культурных и политических событий, двух миров, двух городов - Берлина и Москвы, о столкновении разных взглядов на жизнь двух родственных народов - поляков и русских.

Соавтором произведения является Ирада Вовненко.

А вторым ее создателем выступает Януш Леон Вишневский, о котором я бы также хотела сказать несколько слов.


Один из самых популярных писателей современной Польши. Был моряком рыболовного флота, затем окончил университет, получил степень доктора информатики и доктора химических наук. Живет во Франкфурте-на-Майне, занимается молекулярной биологией.

Согласно официальному сайту, сам он считает себя, прежде всего, ученым, а не писателем. Однако в 44 года, втайне от окружающих, стал сочинять художественные тексты. Как-то раз, выпив слишком много красного вина, он отправил фрагмент рукописи редактору литературного журнала. Текст настолько понравился, что автору предложили выпустить книгу. Так мир познакомился с одним из главных романов о виртуальной любви 21 века - "Одиночество в сети". Пронзительный и грустный. Так написала я девять лет назад, после прочтения. Ну вы читали/видели выше.
(Кстати, во время автограф-сессии Януш поведал о том, что скоро на свет появится продолжение романа. Прошло 20 лет с рождения маленького Якуба. Сына Якуба и Ее. Все изменилось. Если раньше Интернет был доступен не повсеместно, и виртуальному общению придавалось какое-то совершенно особенное значение. То сейчас только с утюга, наверное, нельзя отправить сообщение. Примерно в этом ключе сравнения прошлого и настоящего, если я правильно поняла, выстраивается сюжет. Книга уже пишется!)

Затем, в 2006 была успешная экранизация "Одиночества" и много новых романов: "Повторение судьбы", "Зачем нужны мужчины", "Аритмия чувств", "Бикини", "Интимная теория относительности", "Молекулы эмоций" и другие.

А мы узнали о том, что существуют мужчины, которые способны понять женскую душу лучше самих женщин. (Кстати, на встрече Януш опроверг это утверждение. Но мы то читали, знаем😉)

Что Интернет это не только огромный информационный мир, но и отдельное личное пространство двух людей. Любви. Радости сближения родных душ и одновременно отчаянья от невозможности взять другого за руку прямо сейчас, почувствовав ее тепло.

Будучи ученым-химиком, этот писатель разделил женскую сущность на молекулы и собрал ее воедино на страницах своих книг. Тем самым проникнув в сердце каждой своей читательницы. Выворачивая души наизнанку. Вызывая невероятный всплеск эмоций, которые на короткий мир отнимают душевные силы, но тут же дают надежду, что в их жизни случится такая же прекрасная созидательная Любовь...


    Первым вопросом на творческом свидании был о вдохновении. Всегда интересно, откуда творческие люди черпают идеи, мысли, образы. Что повлияло на создание того или иного сюжета, характеры главных героев, время и место действия, различные детали, незаметно создающую атмосферу историй. 
   Мне понравилось, как оба писателя ответили, что они не подстраиваются под особые моменты. Не ждут, когда их озарит "правильным" настроением. У них просто нет на это времени. Пишут когда есть минутка, умело концентрируясь на важном. И в любом месте. Будь то самолет, поезд, ожидание в очереди или другие временные перерывы между основными делами. А вдохновение приходит в процессе работы. Потому что, да, главная их деятельность не есть писательство. Существует еще и основная: у Ирады - искусство, у Януша - наука. Поэтому писать приходится по вечерам и ночам. Кстати, выяснилось, что кухня - то священное место в доме, где проходят творческие вечера и созревают очередные литературные плоды, и у Ирады, и у Януша. 
      При этом, польский писатель отметил, что воодушевляют его новые люди, новые места, путешествия, разговоры, общение, взаимодействие, музыка и хорошее вино. 

О женщинах и мужчинах. Первое, что отмечали оба творца, это восхищение прекрасной половиной человечества. Ирада, безусловно, говорила с точки зрения своего жизненного опыта: "Чем больше живу, тем больше восхищаюсь нами...", имея ввиду, как мне показалось, уникальную способность женщин к универсальности. Будучи матерью, дочерью, женой, любовницей, специалистом в своей профессии, подругой и еще Бог знает, кем, мы умудряемся гармонично совместить все эти роли, на ходу перестраиваясь от одной к другой. И только женщина знает, а Ирада восхитительная женщина и образец подобной гармонии (вспомните, какая насыщенная у нее жизнь!), чего ей стоит, порой, сохранить это единство на всех уровнях. 
     Януш, будучи мужчиной, в первую очередь видит результат женской работы над собой, ее природную красоту, отражение внутреннего мира. Дает оценку, как художник, наблюдатель и ценитель: "Женщины самые прекрасные и совершенные существа!". Сравнивает с мужчинами, упоминая о мужской полигамности и тестостероне, как о слабостях и... как бы это сказать, чтобы никого не обидеть😍, об односторонней направленности что ли сильной половины человечества. В то время, как "женщины многогранны и удивительны". Что тут скажешь? Приятно!) 

О любви и химии. С точки зрения науки, Януш не рекомендует связывать себя узами браками, если влюбляешься весной. Говорит это ложная любовь. Есть такое понятие - фенилэтиламин - по другому "вещество любви". Когда в мозгу происходят определенные химические реакции и управляют нами. По прошествии времени элементы этого вещества разрушаются, энергетический подъем снижается, розовые очки слетают, влюбленность улетучивается, а вы уже можете быть не свободны..

О счастье. Януш пишет грустные книги. Трагические судьбы, множественные испытания, много душевной боли. И о счастье он сказал, как о приходящем чувстве из вне. Как о чем-то непостоянном. Жизнь, рассуждал он, словно синусоида: вверх-вниз, вверх-вниз. И вверху случаются пики счастья. "Просыпаешь утром и думаешь, случится сегодня этот пик счастья или нет".
   Ирада выразила иное мнение: сама жизнь есть счастье! Счастье просыпаться утром. Когда родные и близкие живы, здоровы, рядом. Когда занимаешься любимым делом. Счастье в простоте бытия и принятии реальности такой, какая она есть.
  Я понимаю Януша. Еще год назад я сама думала, что мое счастье зависит от внешних обстоятельств, событий, других людей, судьбы, фортуны. Любила погрузиться в меланхолию с подспудной мыслью о том, что грусть, тоска, печаль - это нормально, что жизнь - боль, и все, по сути, живут в неизбывном унынии. От этих самых пиков счастья и до них. 
   Он - писатель. Ему нужная меланхолия, чтобы настроится на определенную волну. Он грустил, когда писал "Одиночество в сети". Переживал трудные времена, и выразил свою боль в книге, вместо того, чтобы идти к психотерапевту. И нам, в этом случае, повезло больше, чем тому психотерапевту, если можно так сказать. Ведь иначе бы мы не узнали о талантливых произведениях Януша Леона Вишневского.
   Однако на сей момент, мне ближе жизненная философия Ирады. Потому что это действительно так: наше счастье зависит только от нас. Мы сами выбираем, как реагировать на то, что предлагает новый день. Не что иное, как наши мысли формируют личную реальность. Да, жизнь действительно, не постоянна. Бывают хорошие дни, а бывают и не очень. И я тоже не хожу перманентно счастливая. Но это нормально. Стагнации не бывает. Главное уметь находить хорошее, доброе, позитивное во всем. Потому что пока мы живы, все хорошо. Даже когда плохо. Жизнь не спринт на короткую дистанцию, а продолжительный марафон. И в наших силах выбрать, как мы будем его бежать: быстро. Суетно. Хватая верхушки того, что пролетает мимо нас. Поглощая на ходу бесконечные контенты информации. Не разбираясь в сути, не слыша ни себя, ни других (я тут никого конкретно не имею ввиду). Или легко. Неторопливо. В настоящем моменте. Замечая вокруг природу, людей и всю красоту мира. С фоновым сопровождением позитивных мыслей. С улыбкой на лице и любовью в сердце. Таково мое скромное мнение.

     В завершении вспомним тему о любимых книгах и писателях

Оба автора предпочитают классику.

Ирада тепло отзывалась о Федоре Достоевском "Братья Карамазовы", "Неточка Незванова", Иоганне Вольфганге Гёте "Фауст", Германе Гессе. 

Януш, с маниакальной привязанностью (по его словам), любит Эриха Марию Ремарка. Читает его каждый год. Из русской литературы назвал Федора Достоевского, Антона Чехова, Людмилу Улицкую.  

При этом и тот, и другой посетовали о нехватке времени, чтобы читать. Мечтают об уединении на необитаемом острове, с вином и любимыми произведениями. И я их хорошо понимаю. Сама страдаю отсутствием свободных часов для рандеву с книгами. Если бы у меня было девять жизней, одну из них я посвятила бы только чтению! 
А пока, как говорится:



    Ну что, буду заканчивать..

    Я писала этот пост ровно неделю. Вновь и вновь возвращаясь к событиям 11 апреля. С головой погружаясь в незабываемую атмосферу тепла, дружелюбия, творчества, откровений и приятной беседы. Если описать мое состояние с точки зрения химии, опять же, то мой мозг в эти дни вырабатывал эндорфины (гормоны радости) в режиме нон-стоп, по-моему😊.
Вы знаете, я подсела на это новое ощущение жизни! Правда! Новые люди, новые ощущения, новое восприятие себя! Это что-то нереальное!
Хочется снова все повторить, чтобы вторично ощутить эти эмоции полноты жизни!
Дабы продлить удовольствие от знакомства, я заказала книгу "Открытка" Ирады Вовненко. Первый рассказ уже прочла в сборнике, и знаю, что остальные меня тоже не разочаруют. Удивительно, но у нас с Ирадой какое-то синхронное восприятие жизни. Судя по тому, что я успела узнать об этой писательнице, и почувствовать в ее прозе.
Еще взяла книгу Януша Леона Вишневского "Аритмия чувств" в нашем фонде. Теперь, когда я знакома с человеком лично, читать его интервью будет особенно интересно!

     И сколько бы не прошло дней, недель или месяцев, эту встречу я не забуду никогда. 
День, когда мой мир перевернулся. 
Спасибо моему руководству, что доверили провести столь значимое мероприятие. 
Спасибо всем гостям, которые пришли.
Спасибо всем, кто говорил мне теплые слова и похвалы после всего. Мое сердце поет от вашей поддержки!
И спасибо потрясающим людям и талантливым писателям - Ираде Вовненко и Янушу Леону Вишневскому - за вашу искренность и простоту в общении. За откровенность и открытость к миру. За душевность и творчество. Творчество, которое бередит душу, заставляет задуматься, что-то понять, осознать, и почувствовать жизнь в ее совершенстве, расширив горизонты своей чувственности.
Это было необыкновенно!

Ниже фотографии со встречи.
Не будь их, я бы подумала, что мне все это приснилось..













     На этом все, надеюсь вам было интересно!
Всем любви, добра, хороших книг и удивительных событий в жизни!!!

Комментарии

  1. Как интересно! Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь, спасибо, что заглянули! Мне очень приятны Ваши слова!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения